Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с

точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а

с другой - решать задачи гуманизации общества.

1 Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о

природе ценностей и структуре ценностного мира.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических

принципов, к которым относятся:

равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы

ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и

использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и

будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо

демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо

мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление

гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к

человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению

ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого

измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности

культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования

создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры

в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством

развития гуманистической сущности человека.

§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической

деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее

гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее

особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но

и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной

на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в

жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических

отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и

образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как

желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие,

разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения,

идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие

педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система,

которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным

мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие

ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и

фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде

специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями

происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой

совершается их субъективация. Именно уровень субъек-тивации педагогических

ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и

личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики

прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на

объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление

демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов

обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей

определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной

деятельности, отражая показатели его личностного роста.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и

упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе

педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в

целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются

попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических

ценностей. Среди последних выделяют