Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

идеи, их обоснование и реализацию старательно

работали человековедческие дисциплины - от физиологии высшей нервной

деятельности до педагогической психологии, прибавившей к ним ведущие

психологические концепции: зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), интерио- ризации, или усвоения (С.Л.Рубинштейн), социальной ситуации развития (Л. И.

Божович), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин),

формирования психики в обучении (В.В.Давыдов).

Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,

сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки

зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших

трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в

образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель

образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и

современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических

идеях, которые могут стать методологией новой педагогики и интеллектуальной

реконструкции традиционного образовательного процесса.

Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления

альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система

сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на

философских идеях классического образования, не пригодна для описания

современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает

иные мировоззренческо-философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот

факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались

малопродуктивными (Э.Д.Днепров).

Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных

знаний в области человековедения, интеграция которых в педагогике осуществляется

именно через философию образования. Сегодня можно говорить о том, что время

глобальных философских систем (например, марксизм, персонализм, неотомизм и

др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало лишь

достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность

определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных

философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся

видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.

Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим

мировоззренческим основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция

характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и

практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции,

которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась

наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение

требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования,

выступающей в качестве методологии педагогики.

Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность

теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании

действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.

Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже

разработана.

Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической,

нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач,

поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему

миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и

взаимообусловленными, подходами - практическим и абстрактно-теоретическим

(познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся

во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания

закономерностей действительности.

Однако, как известно, научное познание, в том числе и педагогическое,

осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения

социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и

действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью

активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание

материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль

механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет

аксиологический [1], или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом"

между теорией и практикой.