Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является

внедрение его результатов в образовательный процесс.

1 См.: Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в

педагогических исследованиях. - М., 1977.

Новые педагогические знания распространяются через устные выступления

исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг,

методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и

учебные пособия по педагогике.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть

возможность приложить силы молодым исследователям. В. А. Сухомлинский писал, что

педагогика "...станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда

исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности

педагогических явлений" [2].

2 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 214.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество

ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических

исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и

опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные

педагогические находки и открытия.

Вопросы и задания

1. В чем сущность методологии педагогики? 2. В чем проявляется методологическая культура педагога? 3. Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в

педагогике. 4. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве

философского уровня методологии педагогики. 5. Раскройте сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики. 6. Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и

проиллюстрируйте их конкретными примерами. 7. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его

этапов. 8. Раскройте содержание программы педагогического исследования. 9. В чем суть методики педагогического исследования? 10. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического

исследования.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -

М., 1982. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в

педагогических исследованиях. - М., 1977. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.,

1982. Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994. Садовский В. Я. Обоснование обшей теории систем. - М., 1974.

ГЛАВА 7 АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики

Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть

следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее

"врастания" в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим

трудам европейских ученых (XVIII -XIX вв.) также демонстрирует, что передовые

достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом

и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование

в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей,

которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И. Г.

Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи

легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв.

эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих

основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах

обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей,

которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой

критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный

- значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела

содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и

развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов

построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления

знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система

преподавания.

Именно на эти педагогические