Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего

содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений,

фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами

опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных

зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты

эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических

обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в

педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена

группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или

отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в

определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких- либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из

исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых

одноклассников).

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон

педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на

которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о

занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из

оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем

не занимаюсь.

Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях)

предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов с

допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются

значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена,

если больше 0,5 - завышена).

Статистические методы применяются при обработке массового материала -

определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического

(например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и

экспериментальной групп); медианы - показателя середины ряда (например, при

наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в

списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени

рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического

отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются

справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют

показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Как уже отмечалось, нужно различать теоретическое педагогическое исследование,

проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое),

которое не только может, но и должен уметь проводить творчески работающий

педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительная,

практическое решение проблемы, количественная обработка полученных данных, их

интерпретация, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью

определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой

приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании

учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для

конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы

(наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических

материалов и другие методы). Это завершается разработкой гипотезы, т.е.

предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И

наконец, составляется методика исследования, отбираются необходимые методы,

технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения

полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики

исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью

математических методов исследования [1]. Интерпретация полученных данных

проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или

ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения. Объем и

продолжительность научно-практического исследования определяются характером