Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом

уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных

журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает

исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально

сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально

организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его

педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская

деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических

явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и

условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое

явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и

взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и

процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета

исследования, его задач и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов

обработки полученных результатов);

собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных

ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных

фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного

процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки,

например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются

от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть

длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только

реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда

проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов,

форм и содержания образования) развития личности школьника или детского

коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных

групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо

превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт,

щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с

испытуемым.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических

явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые

подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа

методов теоретического исследования.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков,

особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты,

группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем

общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает

проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных

эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от

частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному

выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез

и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением

литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в

частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических

работ и документов; периодической педагогической печати; художественной

литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы,

учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже

достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а

какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование

таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для

работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение

основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет

выделение