Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует

разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте

исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть

его развитие в новых условиях.

§ 5. Система методов и методика педагогического исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики

исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических

методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью

исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является

образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне

изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы

изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью

установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их

многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического

опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические

методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально

складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как

передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их

трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса,

назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта

применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование,

изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической

документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в

процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При

этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по

заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее

обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той

группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - "со стороны";

открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с

тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности

(установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или

дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой

информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих

выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из

социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных

вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы

записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому

адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют

опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от

содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это

перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

определение характера информации, которую необходимо получить;

составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

составление первого плана вопросника;

предварительная его проверка путем пробного исследования;

исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных,

графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей,

тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые

сведения об индивидуальности