Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности

динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических

обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения

между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения

той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в

настоящее время.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является

социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы,

требующие безотлагательного решения. Но только его недостаточно, необходим

логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы,

объяснение, почему для исследования взята эта задача, а не какая-то другая.

Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама

научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное

противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Постановка научной

проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта

и научной квалификации. Исследовательская проблема выступает как состояние

"знания о незнании", т.е. выражение потребности в изучении какой-то области

социальной жизни, с тем чтобы активно влиять на разрешение тех противоречий,

природа и особенность которых еще не вполне ясны и потому не поддаются

планомерному регулированию. Решение проблемы обычно и составляет цель

исследования. Цель - переформулированная проблема.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть

педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое- либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами,

объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и

порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс

познания. Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее

значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны,

особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются

исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.

Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных

предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований.

Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности

образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии,

которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в

педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении

гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении

проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость

исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости

от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов:

эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или

теоретического), прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте

исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной

практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления,

формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа

является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений,

правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной

концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими

представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность.

Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к

теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и

гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в

системных представлениях о нем.

Создание теории