Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

К.Д.Ушинский к обширному

кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека,

психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека,

человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в

обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы,

искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются,

сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются

свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех

отношениях" - это положение К.Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для

современной педагогики. И науки об образовании, и новые формы образовательной

практики общества остро нуждаются в своем человековедческом основании.

Актуальность антропологического подхода заключена в необходимости преодолеть

"бездетность" педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и

проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Мало зная о

природе своего объекта и своего предмета, педагогика не может выполнять

конструктивную функцию в управлении изучаемыми процессами. Возвращение ею

антропологического подхода является условием интеграции педагогики с

психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией

человека и другими науками.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли

гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные

ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения.

Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве

проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и

установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы

позволяют в самом общем виде прогнозировать наибольшую вероятность получения

объективного знания и уйти от ранее господствовавших педагогических парадигм.

§ 4. Организация педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника

исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависит

организация педагогического исследования и его методика.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной

деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях

образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М.

Полонский).

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на

фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим

результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и

практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических

систем на прогностической основе. Прикладные исследования - это работы,

направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса,

вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки

направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций,

учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых

методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет

исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными

критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности,

новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела - методологический и

процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку

проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования,

формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный

системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором

разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные

процедуры сбора и анализа первичных данных.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и

решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и

воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время

вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на

важнейшие