Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому

виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно

организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты

и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода

предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы

изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют

собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные

образования ("единицы") морального сознания, основные его идеи, понятия,

"ценностные блага", выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и

опосредованно - наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.

И. Пороховская).

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры

как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность

является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она - ее первая всеобщая

определенность. Категории "культура" и "деятельность" исторически

взаимообусловлены. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее

дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры.

Культура, в свою очередь, являясь универсальной характеристикой деятельности,

как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет

направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических

особенностей и результатов (Н.Р.Ставская, Э.И.Комарова, И. И. Булычев). Таким

образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов

практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной

связью индивида и культуры. Индивид - носитель культуры. Он не только

развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и

вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического

творчества (К. А.Абульханова-Славская). В связи с этим в русле личностно- творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует

понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой

личности.

Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно

порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру.

Творческий акт и личность творца, по мнению Л. С. Выготского, должны быть

вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии

[1]. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода

в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с

личностью и творческой деятельностью.

1 См.: Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968. - С. 40-41.

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит

к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход

трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство

интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального.

В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего

поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования

богатого наследия национальных культур. К настоящему времени остро обнажилось

противоречие между большими воспитательными возможностями национальных культур,

в частности народной педагогики, и их недостаточным использованием вследствие

отсутствия научно обоснованных рекомендаций.

Между тем культурологический подход предполагает необходимость разрешения этого

противоречия. Органичное сочетание "вхождения" молодежи в мировую культуру и

воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально- этническую обрядность, обычаи, привычки - условие реализации этнопедагогического

подхода к проектированию и организации педагогического процесса.

Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой

функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с

этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с

другой - максимально использовать ее воспитательные возможности.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые

разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное

использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при

построении и осуществлении педагогического процесса.