Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - С. 102.

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия

(операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации

деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты,

организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в

этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как

отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у

него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого

освоения.

Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, как

видно, еще не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по

формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания,

труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения его целеполага-нию и

планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу

и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека

значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не

исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В

этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между

субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного

развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое,

гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть

продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное

образование.

В интериндивидуальном аспекте поэтому личность рассматривается как система

характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий

социальной группы (А. В. Петровский). Этот факт диалогического содержания

внутреннего мира человека до недавнего времени в педагогических исследованиях

учитывался явно недостаточно. Основное ядро личности, ее психологическая

структура однозначно определялись структурой и характером ее предметно- практической деятельности, т.е. "объективно".

Социальный контекст, определяющий нормативы и координаты этой деятельности и

создающий ее эмоционально-мотивацион-ный фон, оказался практически вне поля

научного анализа.

В разработку гуманистической методологии познания личности значительный вклад

внесли М.М.Бахтин и А.А.Ухтомский, работавшие в разных областях науки и

независимо друг от друга пришедшие к единому пониманию уникальности человеческой

личности, которая рождается и проявляется лишь в диалогическом общении.

М. М. Бахтин отмечал, что "только в общении, во взаимодействии человека с

человеком раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для себя" [1].

Диалог, по его мнению, - это не средство формирования личности, а само бытие ее.

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 336.

Идея М. М. Бахтина об уникальности обучающихся личностей сближается с понятием

"лица" А. А. Ухтомского, по словам которого, только там, где ставится доминанта

на лицо другого, как на самое дорогое для человека, впервые преодолевается

проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического

миропонимания, индивидуалистической науки.

Гуманистическая методология, таким образом, исходит из межсубъектного понимания

детерминации психического в человеке и основана на вере в позитивный потенциал

человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и

самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее

потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они

развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по

принципу диалога.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельност-ным составляют

сущность методологии гуманистической педагогики. Их применение позволяет

образовать некое общее психологическое пространство и временную протяженность,

создать психологическое единство субъектов, благодаря которому монологическое,

объектное воздействие уступает место творческому процессу их взаимораскрытия и

взаиморазвития, самовоздействия и саморазвития.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и

преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта

действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий

(И.Ф.Исаев).

Аксиологический