Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

Проблема выделения интегративного, целостного свойства личности в психологии до

сих пор не получила своего однозначного решения. Вместе с тем исследователи

едины в том, что все стороны личности тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг

с другом, но доминирующее влияние все же всегда остается за ее социальной

стороной - мировоззрением и направленностью, выражающими потребности, интересы,

идеалы, стремления, моральные и эстетические качества личности. Важнейшим

критериальным свойством личности считается ее направленность, которая

рассматривается как ядро, духовный центр личности.

Таким образом, целостный подход ориентирует на выделение в педагогической

системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных

системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в

системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что

второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов

в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно

связан с личностным подходом.

Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает

представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание

личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не

допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к

обучаемому автомату.

Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое Я в

процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром

людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым в ходе жизни

личности в обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим

деятельность и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного

выбора (А.Н.Леонтьев).

Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных

смыслов. Тем не менее именно в них мир предстает перед человеком в свете тех

мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных

смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о

действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они

определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех

подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности

означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса

на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и

нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на

естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности,

создание для этого соответствующих условий.

На высшем, философском, уровне методологии с позиции материалистической

диалектики было установлено, что деятельность - основа, средство и решающее

условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в

педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным

деятельностного подхода. Деятельность - это преобразование людьми окружающей

действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды

материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и

несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира.

Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект

своего развития.

Важнейшими сторонами человеческого бытия, отмечал Б.Ф.Ломов, являются предметная

деятельность и общение (субъект-объектные и субъект-субъектные отношения).

Предметная деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного

материального или духовного продукта.

Значение деятельностного подхода аргументировано показал в своих работах А.

Н.Леонтьев. "Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал он, -

каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не

тождественную) той, которая стоит за этими достижениями" [1]. Вот почему, чтобы

подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности,

необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е.

организовать полноценную в социальном и нравственном отношении

жизнедеятельность.

1 Леонтьев А.