Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

у составляющих систему

элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода

требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм,

конкретность, учет всесторонних связей и развития. Системный подход предполагает

построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые

процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их

функционирования и принципах эффективной организации.

Эвристические и практикопреобразующие возможности системного подхода в

исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при

обращении к категориям "педагогическая система", "целостность" и

"взаимодействие". Педагогическая система на уровне структурно-функционального

анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов:

субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и

профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное

взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс

как динамическую систему. Цель - ведущий фактор возникновения педагогической

системы.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории,

эксперимента и практики, который иногда неправомерно понимается как некоторая

линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через

эксперимент к практической деятельности. Правильная интерпретация и развитие

этого принципа позволяют понять, что существуют определенные циклические связи

между практикой и наукой. Педагогическая практика является действенным критерием

истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично

верифицируются экспериментом. Практика становится и источником новых

фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для

правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в

образовательной практике," порождают новые вопросы, требующие фундаментальных

исследований.

§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею

практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы,

или принципы. В педагогике - это целостный, личностный, деятельностный,

полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический

подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному, при котором

изучается какая-либо сторона педагогического процесса безотносительно к тем

изменениям, которые происходят в это же время в нем в целом и в личности. Суть

функционального подхода заключается в том, что изучение педагогического процесса

осуществляется без учета его как целостности, как системы с определенной

структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении

поставленных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям

движения целого.

Функционализм в педагогике в значительной степени является порождением

метафизического подхода традиционной педагогической науки к рассмотрению явлений

действительности: обучение должно дать известную сумму знаний и умений, а

воспитание - сформировать нравственное сознание и привить социально желаемое

качество. При этом учитель учит, а воспитатель - воспитывает.

Личность не формируется по частям, говорил А. С. Макаренко. Тем не менее в ряду

объективных противоречий современной образовательной практики главным, на наш

взгляд, является противоречие между целостностью личности и функциональным

подходом к решению проблемы ее развития. Отсюда - необходимость целостного

подхода, главная идея которого выражается в том, что свойства целого не являются

суммативным порождением свойств его элементов. Более того, свойства целого,

проявляющиеся в своем реальном существовании, могут полностью отсутствовать у

его элементов. Они являются следствием не механического сложения, а сложного

взаимодействия свойств элементов. Система активно воздействует на свои

компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе. Изменение одного

компонента неизбежно вызывает изменения в других и во всей системе в целом.

Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического

процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности. В этой

связи сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая