Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

знания. На этом

уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними

существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как

содержательное основание всякого методологического знания, определяя

мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него

методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными

понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от

абстрактного к конкретному;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной

деятельности;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их

"целостнообразующие" свойства;

• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической

системе педагогики;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его

историческом развитии;

• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в

плоскости обыденного педагогического сознания;

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной

познавательной деятельности, а также движения мысли других участников

педагогического процесса;

• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Овладевая методологией, учитель начинает мыслить опираясь на ее принципы, и в

этом отношении его мышление становится "принципиальным", отличающимся

надситуативной активностью. На уровне частной научной методологии особенно

значимым является освоение принципов единства образования и социальной политики,

целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета

воспитательных целей в целостном педагогическом процессе.

Формирование методологической культуры будущего педагога опирается на понимание

сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно

преодолеть бытующие еще представления о методологии как системе принципов,

относящихся лишь к логике научного исследования, раскрыть их значение для

повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования управления

целостным педагогическим процессом.

Диалектический подход, ориентированный на формирование у будущего учителя

методологической культуры, включает в себя ряд последовательно развертывающихся

звеньев: побуждение студентов к осознанию и разрешению заключенного в

предъявленной им ситуации противоречия; обнажение непродуктивности решений,

опирающихся на обыденный опыт, суждения здравого смысла, показ их

односторонности, метафизичности; демонстрация путей продуктивного разрешения

проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщение опыта

работы над предложенным заданием и возможностей переноса усвоенной логики в

различные сферы педагогической практики.

§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим

всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей

действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость

подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои

законы функционирования. Системный подход пришел на смену функциональным,

аналитическим подходам, в основе которых лежали ассоциативистские

механистические концепции однозначного детерминизма и редукционизма.

Редукционизм как принцип исследования предполагает познание сложного целого

через его расчленение на все более и более простые составляющие части и изучение

их природы. При этом имеется в виду, что свойства объекта как целого порождаются

суммой свойств его частей. Дальнейшее развитие этой мысли приводит

исследователей к выводу, что познание объективных свойств элементов и способов

их изменения открывает возможность изменения свойства, а следовательно и

качества целого.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные

компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и

движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и

качественные характеристики, которые отсутствуют