Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

знания о феномене человека

в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в

его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как

специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является

образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых

достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности,

которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или

снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в

системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали

устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой,

психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными

науками.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны.

Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития

образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается

экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь

этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования,

предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере

образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и

первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных

тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей

социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика

всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов,

воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить

условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического

сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического

мировоззрения.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей

педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет

собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, -

изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и

слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих),

олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с

задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с

нарушениями речи);

частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих

закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и

практики образования в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы,

производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы

заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная

педагогика, социальная педагогика и др.

Вопросы и задания

1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского? 2. Обоснуйте опыт и предмет педагогики. 3. Каковы функции педагогики? 4. Дайте характеристику образования как социального феномена. 5. Раскройте сущность образования как педагогического процесса. 6. Дайте определения понятий: педагогический процесс, педагогическая система,

педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, педагогическая технология,

педагогическая деятельность, педагогическая задача. 7. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте

их примерами. 8. Какова структура современной педагогической науки?

Литература для самостоятельной работы

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. Гессен С. И.

Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 1995. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990. Лихачев Б. Т. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1992. Саймон Б. Общество и образование. - М., 1989. Стоунс