Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

неоднократно предпринимались попытки отказаться от

философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению

к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью

философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам

осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От

системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических,

неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются

исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска,

определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного

процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том

числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих

принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания

подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.

Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и

создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки

путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы

стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна

учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и

конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель

педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол,

должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели

же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным

"формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов

воздействия на нее.

Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и

возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития

личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими

законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся

педагоги.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим

очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно

напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью

образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в

достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве

теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые

выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать

психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и

остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса.

Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным

основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает

В.В.Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор",

поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими

условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти

закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении

социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией,

общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно

связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология

(анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает

игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных

факторов. Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано

социальными механизмами регуляции. Проблема соотношения природных и социальных

факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и

важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и

социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который

накапливался в антропологии как науке, интегрирующей