Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

ее осуществления, а

это уже прерогатива воспитания и обучения. Совокупность принципов, методов и

форм обучения и воспитания определяет, будет ли образование (педагогический

процесс) гуманистически или технократически направленным, демократическим или

авторитарным, осуществляющим гражданские или политические цели.

Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов

и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического

процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие

личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов

деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него

степенью регламентированности педагогического процесса нормативными

предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического.

Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт

(уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками

(учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств

обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники,

компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса

составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются

целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей

образования. Педагогическая технология - это последовательная,

взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или

иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом

процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и

конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания

образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического

процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется

педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой

педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как

взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного

уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и

воспитанники. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания

и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием

педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "моменты"

педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к

другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования -

результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей

образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей,

рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического,

нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции

образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою

очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со

стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе

рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего

существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали

неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих

взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как

науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились

связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются

необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так

как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий,

задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный

характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и

апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую

философию. С другой стороны,