Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

взаимодействия позволяет

говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и

результаты.

Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как

специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и

всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными

качествами. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с

деятельностью педагога, педагогической деятельностью - особым видом социальной

(профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования:

передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и

опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению

определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект- объектные отношения в педагогическом процессе.

Представляется, что он является следствием некритического, а потому и

механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления:

если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике

субъект - это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или

даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о

педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие

утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если

ученик - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических

воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая

воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика

утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях,

которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического

взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического

процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально- технические и педагогические - формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание

образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как

динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой

педагогической системы (А.И.Мищенко).

Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного

воспроизводства, как социальный заказ является де-терминантой (предпосылкой)

возникновения педагогических систем. В рамках же этих систем она становится

имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем

она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста

воспитанников, уровня их личностного развития и развития коллектива и т.д. Она в

явном и неявном виде присутствует в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель

образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятельности.

Цель, отмечал П.К.Анохин, опосредуя реальную деятельность, не только

характеризует ее общий результат, но и как закон определяет способ и характер

действий человека. Субъекты педагогического процесса (педагоги и воспитанники)

являют собой единство цели и деятельности, "модус перехода от общества к

личности" и наоборот.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в

педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не

элемента педагогической системы, т.е. внешней по отношению к ней силы.

Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами)

функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются

обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те

внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так

и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.

Следует отметить, что соотношение понятий "образование" и "воспитание" является

предметом многих дискуссий. Однако споры, возникающие вокруг этого вопроса, по- видимому, непродуктивны. Все дело в том, в каком контексте и смысле они

используются. Часто встречающееся в литературе употребление слов "образование" и

"воспитание" как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса

не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в

любом случае включает в себя и воспитание. Однако направленность образования как

педагогического процесса зависит от способов (механизмов)