Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному

обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые

непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного

образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.

Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую

для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими

учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек

сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со

своими образовательными потребностями и способностями.

§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с

одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с

другой - конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной

науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю

изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные

понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию

исходного, стрежневого, понятия.

Система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что

иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для

педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс.

Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются

педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия

"педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования

как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.

Прежде всего отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это

педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и

"педагогический процесс" будут синонимичными. В своем первом приближении к

определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его

результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной

характеристикой поэтому является

целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их

автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций

системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего систему -

педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных

компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и

функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально

организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое

взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств

обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач

образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и

самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В

педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия.

Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную

характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого

взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или

временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются

взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние,

его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность

последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных

влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое

взаимодействие" поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое

влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого

взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре

как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших

компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными

элементами. Активность участников педагогического