Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

не

делают игрушечных домов, не пускают игрушечных корабликов. Маленькие мальчишки

взбираются на настоящие каноэ и учатся управлять ими в безопасных водах лагуны"

[1].

1 Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - С. 169.

Каждый член общины, в том числе и самые маленькие дети, на Самоа принимают

участие во всех жизненно необходимых видах деятельности: посадке и уборке

урожая, приготовлении пищи, рыбной ловле, строительстве жилищ, уходе за детьми,

приеме гостей. Это не значит, что у детей Самоа нет досуга, осуществляемого в

виде совместных игр.

Процесс социализации, в том числе и образования, у первобытных народов был

далеко не прост и требовал от взрослых понимания процесса развития ребенка. Это

наглядно иллюстрирует обряд инициации, знаменующий переход от детства к

взрослости. Юноши и девушки в присутствии всего племени демонстрировали знания,

умения, ловкость, доказывали способность выносить боль, преодолевать страх и

т.д.

Не следует представлять образование в первобытном обществе и как что-то

недифференцированное, единообразное у всех племен. Содержание и технологии

обучения и воспитания у разных народов были различными и, соответственно,

приводили к различным результатам. Например, для жителей острова Алора в Тихом

океане было характерно безразличное отношение к детям, которых ничему не учили,

их плохо кормили и вообще не проявляли никакой заботы о них. Такое отношение

приводило к подавленности и озлобленности детей. Процесс социализации проходил с

трудом и запаздыванием. Племя отличали недобрые отношения, постоянные стычки,

пониженная эмоциональность. И напротив, для индейского племени команчей была

характерна постоянная забота о детях со стороны матери или отца, сочетавшаяся с

разумной требовательностью. После первой удачной охоты подросток приобретал

самостоятельность. В результате эмоционального и достаточно строгого воспитания

развивалась сильная и уверенная в себе личность, не знающая страха смерти.

Отношения взрослых друг к другу были проникнуты заботой и участием [1].

1 См.: Соколов Э.В., Дукович Б.Н. Семья как источник воспитательных воздействий:

Семья как объект философского и социологического исследования. - Л., 1974. - С.

133-135.

При всех различиях и нюансах образование в доклассовых обществах имело

общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной

социальной, прежде всего производственной, жизни. Кроме того, все взрослые

выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а не только к

своим, причем старшие дети занимались воспитанием младших. Именно эта черта

образования в первобытном обществе позволяет называть его архаичным типом

образования (Л. Ф. Колесников, В.Н.Турченко, Л.Г.Борисова).

Расширение границ общения, развитие языка и общей культуры привели к увеличению

информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его

освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания

общественных структур или социальных институтов, специализирующихся на

накоплении и распространении знаний.

Например, чтобы сохранить в памяти все богатство фольклора, жрецы тохунга

(маорийские племена Новой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в

бесконечном повторении мифов, родословий, преданий. В каждом племени создавались

специальные школы - варе вананга (дома знаний), в которых наиболее знающие люди

передавали молодым знания и опыт племени, знакомили его с обрядами и преданиями,

посвящали в искусство черной магии и колдовства. Юноши проводили в школе многие

месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь

обучали и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным

календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения

земледельческих работ. Полный курс обучения в такой школе занимал несколько лет.

Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен [2].

Распространение таких школ существенно ускоряло прогресс человечества, делало

общество более мобильным и адаптированным к изменениям окружающей среды.

2 См.: Вахта В.М. Аотеароа. - М., 1965. - С. 53-54.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности

людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от

общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не

община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего

хозяина, наследника, способного сохранять