Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем

ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально- историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации,

благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с

переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом

старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако

социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и

самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как

стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого

институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс

управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой

сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов,

исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова

"образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного

становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на

некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном

сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный

христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком

понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и

всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление,

представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс

передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности

общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.

Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры,

социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и

развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного

общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему

общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания,

передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми

непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных

обязанностей.

Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной

жизнедеятельности, а в некоторых развитых общинах, например у ягуа (Колумбия,

Перу), младших детей воспитывали главным образом старшие дети. В любом случае

образование было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный

компонент. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг,

изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по

ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков

охотиться, владеть оружием. Вместе со взрослыми дети, приручая животных,

выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали

тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели,

переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование

поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.

Однако представление о первобытном обществе как об обществе, в котором

образовательный процесс происходил стихийно, без приложения специальных усилий,

не является верным. Специальными исследованиями установлено, что у людей того

времени не могла не существовать развитая в достаточной мере система накопления

информации и передачи ее от поколения к поколению. Изучение опыта примитивных

обществ позволило отойти от традиционных взглядов на труд только как на средство

к существованию и понять его великую гуманистическую ценность.

В этом отношении особый интерес представляют классические работы американского

этнографа Маргарет Мид, изучавшей жизнь туземцев на островах Самоа в Тихом

океане. На Самоа практически нет различий между делом взрослых и игрой детей. "У

самоанского ребенка, - отмечает М. Мид, - нет никакого желания превратить

деятельность взрослых в игру, перевести одну сферу в другую... Они никогда