Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

одной из

наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и

формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его

психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с

его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления

действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в

процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название

образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Образование изучает не только педагогика. Его изучают

философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например,

экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов",

продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их

подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей,

способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому

прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более

широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования -

каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает

психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог

стремится определить эффективность государственной образовательной политики на

том или ином этапе развития общества и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена,

бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты

образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека,

взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с

соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно,

поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования),

которую должна изучать специальная наука - педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический

процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах

(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в

этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности,

тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как

фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации,

формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая

деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и

способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее

предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет

в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского

педагогического опыта;

диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или

эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин,

их обеспечивающих;

прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности

и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности

педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе,

научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории

обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную

практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов

(учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических

рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих

"нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической

деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в

образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на

практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной

теории и практической деятельности.

§ 3. Образование как социальный феномен