Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

ответ на объективную социальную потребность в

воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не

может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки,

образования как социального института и первоначально существовала независимо от

них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и

обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между

явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы,

почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и

воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять

педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог

К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что

недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания.

Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего

существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания,

менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры

народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного

педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в

обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив,

утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и

содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее

убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной

области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на

этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени,

существует три подхода (концепции).

Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область

человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как

самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических

явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные

сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и

др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой

состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук

(психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач,

возникающих в сфере образования или воспитания.

Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник

и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и

педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека),

причем педагогика - лишь прикладная часть психологии, ее "практическое

приложение". Этот подход объясняет попытки подменить педагогику

психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики

на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его

совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно

сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не

изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе

не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования

и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет

совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических

явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только

третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная

дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить

в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике

объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом

педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования

научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок,

человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь