Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

между требованиями, предъявляемыми

обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и

профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества)

либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные

ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В

психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных

противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя,

лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель -

значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом

потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным

источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности,

профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему

действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется

содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая

деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную

ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и

начинается процесс самовоспитания.

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том,

чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в

социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при

использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка.

Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так

как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед

собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и

прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с

результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) -

соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя- воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса.

Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального

идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим

творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя -

условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический

коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит

атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и

самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и

искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в

профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям

профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди

педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к

возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них

имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и

способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами

учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в

самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной

литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и

телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем

всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание,

самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для

выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика

построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной

личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле [1].

Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при

условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для

выявления