Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на- Дону, 1995. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической

культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический

подход. - Белгород; М., 1999. Кан-Калик В. А., Никандров К Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.,

2001. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара,

1997. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М.,

1989. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М.,

1993.

ГЛАВА 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической

деятельности

Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации

поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и

малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы

прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации

педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,

позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

интерес к учебному предмету - 27,2%; желание обучать данному предмету - 16,2%; стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%; осознание педагогических способностей - 6%; желание иметь высшее образование - 13%; представление об общественной важности, престиже педагогической профессии -

12,2%; стремление к материальной обеспеченности - 2,2%; так сложились обстоятельства - 4%.

Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их

склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим

более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами,

свидетельствующими о педагогической направленности их личности.

Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической

жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор

педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности.

Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов. Вот выдержка из сочинения

Н.А.Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический

институт в Петербурге: "Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя

на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но

наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я

почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение - все, что нужно для

этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен

даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а

что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен.

Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще

вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это

святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей

должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть

наставником юношества..." [1].

1 Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1952. - С. 67-68.

Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради

чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что

мотив - это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность,

то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто познавательный

интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной

деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством

учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе,

избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить

похвалу, получить повышенную стипендию и т.п.

Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы),

внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как

для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность

протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное

притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации

воспринимаются как целенаправленное принуждение,