открытости, публичности деятельности; реакция класса
может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять,
сдерживать творческий поиск.
Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять
обусловленность сочетания алгоритмического и творческого компонентов
педагогической деятельности.
Природа творческого педагогического труда такова, что она имманентно содержит в
себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогическая
деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая
деятельность не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы
и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное
количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует
постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, что
побуждает учителя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.
Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству.
Такие возможности заложены прежде всего в той части педагогической деятельности,
которая составляет ее нормативную основу: знание закономерностей целостного
педагогического процесса, осознание целей и задач совместной деятельности,
готовность и способность к самоизучению и самосовершенствованию и др.
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры
не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная
культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные
условия. В качестве одного из важнейших объективных условий развития
педагогического творчества мы рассматриваем влияние социокультурной,
педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в
котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке. Без
признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную
природу, источник и средства реализации педагогического творчества. К другим
объективным условиям относятся: положительный эмоциональный психологический
климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической
и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная
обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая
оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.
Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знание
основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса;
высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными
концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать
решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое
мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать
оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение
педагогической технологией.
Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех
отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности,
выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и
действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и
транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает
профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.
Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и
способах творческой самореализации учителя. Самореализация выступает сферой
приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема
педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации
учителя. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации
индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности
педагога.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите и объясните соотношение понятий "профессиональная культура",
"педагогическая культура", "профессионально-педагогическая культура".
2. Дайте определение профессионально-педагогической культуры.
3. Раскройте содержание аксиологического компонента профессионально-
педагогической культуры.
4. В чем заключается смысл и содержание технологического компонента
профессионально-педагогической культуры?
5. Объясните смысл и содержание личностно-творческого компонента
профессионально-педагогической культуры.
Литература для самостоятельной работы
Введение