Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

открытости, публичности деятельности; реакция класса

может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять,

сдерживать творческий поиск.

Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять

обусловленность сочетания алгоритмического и творческого компонентов

педагогической деятельности.

Природа творческого педагогического труда такова, что она имманентно содержит в

себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогическая

деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая

деятельность не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы

и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное

количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует

постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, что

побуждает учителя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.

Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству.

Такие возможности заложены прежде всего в той части педагогической деятельности,

которая составляет ее нормативную основу: знание закономерностей целостного

педагогического процесса, осознание целей и задач совместной деятельности,

готовность и способность к самоизучению и самосовершенствованию и др.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры

не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная

культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные

условия. В качестве одного из важнейших объективных условий развития

педагогического творчества мы рассматриваем влияние социокультурной,

педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в

котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке. Без

признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную

природу, источник и средства реализации педагогического творчества. К другим

объективным условиям относятся: положительный эмоциональный психологический

климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической

и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная

обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая

оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.

Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знание

основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса;

высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными

концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать

решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое

мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать

оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение

педагогической технологией.

Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех

отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности,

выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и

действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и

транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает

профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и

способах творческой самореализации учителя. Самореализация выступает сферой

приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема

педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации

учителя. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации

индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности

педагога.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите и объясните соотношение понятий "профессиональная культура",

"педагогическая культура", "профессионально-педагогическая культура". 2. Дайте определение профессионально-педагогической культуры. 3. Раскройте содержание аксиологического компонента профессионально- педагогической культуры. 4. В чем заключается смысл и содержание технологического компонента

профессионально-педагогической культуры? 5. Объясните смысл и содержание личностно-творческого компонента

профессионально-педагогической культуры.

Литература для самостоятельной работы

Введение