деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-
педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной
деятельности.
Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной
степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в
соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими
задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и
механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность,
самостоятельность, ответственность и др. В психологии под свойствами как чертами
личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности
поведения индивида. В этой связи заслуживает внимания точка зрения
Л.И.Анцыферовой о включении в структуру личностных свойств умения
организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение
в соответствии с побуждающими его мотивами. По ее мнению, чем более привычно то
или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано, сокращено это умение.
Такое понимание генезиса свойств позволяет представить в качестве основания этих
образований целостные акты деятельности с возникающими на их основе
психологическими доминантными состояниями.
Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску,
независимость суждений, импульсивность, познавательная "дотошность", критичность
суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность
к шутке и др. Данные качества, выделенные А. Н. Луком, раскрывают особенности
действительно свободной, самостоятельной и активной личности.
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Заг-вязинский, Н.Д.
Никандров):
оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса
(возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.)
между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного
этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне
допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в
профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог
ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы,
раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и
непредполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения,
качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу
указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно
педагогических задач;
отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и
духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть
соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в
знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и
оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно
затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической
деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие
способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и
прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;
сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе,
основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера
творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным
стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в
ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение
к профессиональной деятельности;
зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от
методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и
нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение,
методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к
совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества;
умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и
вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога
организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя
их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого
самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило,
совершается в условиях