Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

и связываются в

узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые они

необходимо вступают. Эти узлы, по его мнению, и образуют тот "декор личности",

который мы называем Я.

Иерархия видов деятельности учителя стимулирует развитие индивидуальности.

Педагог аккумулирует это многообразие, находясь в центре особо структурированной

и организованной деятельности. В процессе своей деятельности каждый педагог как

личность актуализирует лишь ту часть профессиональных и педагогических

ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта

особенность необходимой профессиональной инициативы дается учителю в его

сознании в форме "Я-профессиональное", с которым и корректируется

индивидуализированный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним

переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения.

Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон Я личности учителя

и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы

личностного смысла, т.е. внутренне мотивированного, индивидуального значения для

субъекта того или иного действия, поступка. Оно позволяет учителю

самоопределиться и самореализоваться, решать для себя, в конечном итоге,

проблему смысла жизни. Представляя собой не только систему наиболее общих

суждений, знаний о деятельности, о себе, о других и обществе, педагогическое

сознание является в то же время продуктом и результатом исключительно

индивидуального опыта, особым механизмом профессионального становления личности

учителя, позволяющим сделать всеобщность педагогической культуры индивидуальной

сферой деятельности.

Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей

деятельности, имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный,

профессионально-групповой, социально-педагогический.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей,

функционирующих в различных социальных системах, проявляясь в общественном

сознании в форме морали, религии, философии. Это - совокупность идей, норм и

правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности представляют собой совокупность идей,

концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в

рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей

имеет целостный характер и выступает как познавательно-действующая система,

обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают

ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах

(учителя школы, лицея, гимназии; преподаватели колледжа, техникума,

университета).

Личностно-педагогические ценности представляют собой сложные социально- психологические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки

и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему

его ценностных ориентаций. Последняя, представляя собой аксиологическое Я, дана

личности не как система знаний, а как система когнитивных образований,

сопряженных с эмоционально-волевыми компонентами, принимаемая личностью в

качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего ее

деятельность.

Сознание каждого конкретного учителя, аккумулируя социально-педагогические и

профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей,

элементы которой принимают вид аксиологических функций. К числу такого рода

функций могут быть отнесены концепция формирования личности специалиста,

концепция деятельности, представления о технологии построения образовательного

процесса в школе, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как

профессионале и др. Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все

другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической

деятельности в жизни учителя.

§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры

Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не

тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной

характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной

деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды

педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют

общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач.

Решение задач предполагает осуществление индивидуальных