Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988.
Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону,
1997.
Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.
Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.
ГЛАВА 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ
§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры,
необходимо актуализировать такие понятия, как "профессиональная культура" и
"педагогическая культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного
свойства определенной профессиональной группы людей является результатом
разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной
деятельности.
Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной
структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной
деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В
процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают
новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем
исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень
профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению
профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако
развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность,
когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и
всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой
деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения
членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных
профессиональных задач.
Понятие "педагогическая культура" давно включено в практику педагогической
деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным
относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической
деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства
учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В.
Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич,
Г.И.Хозяинова и др.
С началом активной разработки культурологического направления в философии,
социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные
отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической,
нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической
культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура
рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе
профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической
культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются
люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и
непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической
культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд,
составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое
общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном
уровне.
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь
в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной
культуры, ее специфические особенности:
• профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика
педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную
общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры
в сферу педагогической деятельности;
• профессионально-педагогическая культура - это системное образование,
включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную
организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее
интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает