Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону,

1997. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры,

необходимо актуализировать такие понятия, как "профессиональная культура" и

"педагогическая культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного

свойства определенной профессиональной группы людей является результатом

разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной

деятельности.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной

структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной

деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В

процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают

новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем

исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень

профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению

профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако

развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность,

когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и

всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой

деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения

членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных

профессиональных задач.

Понятие "педагогическая культура" давно включено в практику педагогической

деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным

относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической

деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства

учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В.

Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич,

Г.И.Хозяинова и др.

С началом активной разработки культурологического направления в философии,

социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные

отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической,

нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической

культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура

рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе

профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической

культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются

люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и

непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической

культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд,

составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое

общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном

уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь

в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной

культуры, ее специфические особенности:

• профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика

педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; • профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную

общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры

в сферу педагогической деятельности; • профессионально-педагогическая культура - это системное образование,

включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную

организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее

интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей; • единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает