Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

необходимо,

уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае

состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и

тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их

корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора,

культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является

той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и

учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно- оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и

справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило

объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский

писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой- то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов,

страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир

каждого ребенка" [1].

1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность

педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его

авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения

"научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя

может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и

интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является

потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования -

необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому

предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби

свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты

сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет

воспитательного влияния" [1]. Эту мысль развивал и В. А. Сухомлин-ский. Он

считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей

науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само

содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление,

трудности их умственного труда" [2].

1 Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 72. 2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т.

3. - С. 56.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки,

основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен

быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и

дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя

является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого

является диалектич-ность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом

явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на

явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как

процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие,

влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности

вопросы и задачи.

Вопросы и задания

1. В чем сущность педагогической деятельности? 2. Каковы цели педагогической деятельности? 3. Что такое педагогическое действие и каковы формы его проявления? 4. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности -

преподавания и воспитательной работы. 5. Какова структура педагогической деятельности? 6. Раскройте смысл утверждения: учитель является субъектом педагогической

деятельности. 7. Дайте определение профессиограммы как модели личности учителя. 8. Почему направленность личности педагога является его системообразующей

характеристикой? 9. Напишите сочинение на одну из тем по выбору: "Мой любимый учитель", "Мой

идеал учителя", "Современный учитель - каков он?" и др. Охарактеризуйте при этом

те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную,

профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Литература для самостоятельной работы