Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его

профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности,

темперамент и характер.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций.

Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и

т.д. (например, надо быть честным); друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в

сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание; просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь

порой до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными

целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в

зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты

несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького

кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его

инициативы и т.п.

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как

профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе

правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и

физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую

компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического

образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные,

идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя,

который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три

основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские

качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные

знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании

профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей,

представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В.

А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности,

а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит

дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и

организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности

учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно- психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические

особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные,

мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные,

организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных

возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и

их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая

миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель

педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и

профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе

с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления,

готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до

уровня личностных характеристик.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.

Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие

его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную

направленность.

К. Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания