Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

деятельности

педагога.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три

взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической

деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно- содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение

педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих

действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование

учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность

предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в

различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной

деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление

педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими

педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены

не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой -

они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической

деятельности.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский

компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но

он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса,

представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство

информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо

следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к

общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного

подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и

методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного

опыта и опыта других учителей.

Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как

внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе

педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом

специальными умениями.

§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия,

является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей.

Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально- оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической

деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она

определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями,

которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют

внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели

педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип

гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и

ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной

школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется

мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам

педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической

деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в

направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию.

Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание

всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог,

четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ,

почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при

выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам

объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога