в развитии. Результаты
деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-
количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение
результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности.
Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно
воспитателя. В воспитательном процессе затруднено предвидение результатов тех
или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В
воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.
Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной
работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его
организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно
занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно
доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения
личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода
выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированного
познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от
результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что
преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в
деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного
обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей
деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями,
умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при
соблюдении всех требований современной технологии производства и организации
труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно
стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы,
был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия. Хороший мастер не
только передает свои знания ученикам, но и направляет их гражданское и
профессиональное становление. В этом, собственно, и заключается суть
профессионального воспитания молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое
дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать
потребность в совершенном овладении специальностью.
Точно так же, если рассмотреть круг обязанностей воспитателя группы продленного
дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу.
Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать
учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного
поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников,
наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь
в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным
врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию
детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями
воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач,
привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, -
это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует
систематических упражнений.
Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не
замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, "отягощено"
воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской
деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим
умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на
уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и
заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не
преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в
содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная
подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к
управлению целостным педагогическим процессом.
§ 3. Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой
системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат,
применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее
компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов