Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

к различным результатам. Это объясняется тем,

что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

§ 2. Основные виды педагогической деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в

целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная

работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на

организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности

воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А

преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на

управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому

счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные.

Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает

смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований,

лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается

изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой

проблемы содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин и др.),

неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек

овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт

эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания

и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не

представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в

его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее

обучение" и "обучающее воспитание (А.Дистервег).

Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе

обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая

осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только

урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и

варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания

является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в

рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо

она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В

воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение

конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного

решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании

воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а следовательно, и логику преподавания можно жестко

запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы.

Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и

искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть

не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в

самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к

природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику

воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя

предопределить нормативными документами.

Преподаватель имеет дело примерно с однородным "исходным материалом". Результаты

учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью

вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель вынужден

считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с

неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника.

Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не

предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может

быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит

в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем

воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная

часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима,

чем основная часть.

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - уровень

усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и

практических задач, интенсивности продвижения