Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

с жизнью,

проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий

конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному

труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым

своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают

друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях

повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки,

слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных

отношений, как правило, становятся известны всем.

Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей

современного общества черты, она характеризуется большей консервативностью,

прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный

культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах

воспитания.

К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе,

следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя,

вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для

этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает

влияние на организацию педагогического процесса.

Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной

школе - учителя-универсала.

Вопросы и задания

1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии? 2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"? 3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей,

педагогов об учителе и педагогической профессии. 4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии. 5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед

человечеством? 6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе? 7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя? 8. В чем своеобразие педагогической профессии? 9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога. 10. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности? 11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих? 12. Соотнесите понятия "педагогическая профессия", "педагогическая

специальность", "педагогическая квалификация". 13. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации. 14. Напишите микросочинение на тему "Педагогическая профессия в XXI в.". 15. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы? 16. Подготовьте реферат на тему "Современное общество и учитель".

Литература для самостоятельной работы Борисова С. Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. - М., 1983. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988. Жильцов П. А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. - М., 1985. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985. Кондратенков А. В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты Мысли - М., 1989. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1995. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону,

1997. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.;

Ставрополь, 1991.

ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

§ 1. Сущность педагогической деятельности

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют

ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой

особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших

поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий

для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных

ролей в обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители,

общественные организации, руководители предприятий и учреждений,

производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой

информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во

втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый

человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и

самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в

специально