Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

строит свою деятельность в соответствии с общими

правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации;

проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом

имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого

результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к

решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве

проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный

компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач,

направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления

(целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов,

перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и

важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в

содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить

творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной

активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации,

которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.

Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление

новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций,

методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и

др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и

явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных

решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к

нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество

педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач,

выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А.

Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой

деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует

коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К

числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим

психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке

(оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников,

используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и

особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности:

оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность,

четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как

инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления,

чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта

ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит

шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует

педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за

кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

§ 3. Перспективы развития педагогической профессии

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного

производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это

закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в

дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных

видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления

видов педагогической деятельности обусловлен прежде всего существенным

"усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями

социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и

социального прогресса.

Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических

специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и

воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к

специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная

необходимостью более квалифицированного руководства художественной,