Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

единого

тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого

воспитательного процесса" [1].

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов,

их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление

получило название психологического климата коллектива.

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое

мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического

коллектива. "Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно

определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном

коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем

какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с

педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в

педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее" [2].

А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости

от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать

только в педагогическом коллективе.

2 Там же. - С. 292.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического

коллектива внес В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет

руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического

сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя

влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский

установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и

заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив

воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник

воспитательного процесса, как воспитатель. В. А. Сухомлинскому принадлежит

мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана

руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива,

то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается

педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят

коллективная мысль, идея, творчество.

Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая

другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики.

Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив

уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в

деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для

достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности

поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других

сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью

создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда

остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более

педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь

средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им

социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей,

умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения,

новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих

профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку

учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности

проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти

новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество

приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду,

постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний

и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных

компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны:

планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как

процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к

решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же

как и любой исследователь,