Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит

поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" [2].

2 Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С.

102.

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за

освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового

господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада

придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере

усложнения социальной роли педагога в обществе.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического

направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня

заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано

с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием

многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга,

расставаться со своей пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко

человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью.

Путь, представленный нами, - это вызов. Он предполагает не простое принятие на

себя обстоятельств демократического идеала" [1].

1 Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. - Toronto; London; Sydney, 1983. - P.

307.

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к

конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет

включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель

создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена

общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как

самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно

сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность

мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям,

теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою

деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным

запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный

наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества

стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую

заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И. Г.

Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям,

провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка,

ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей

глубокой любви к детям" [2].

2 Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2.

- С. 68.

Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит в

демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей

деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть

активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко

встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспитывать". Выступая

субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть

субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их

до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях

группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом деятельности

одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача,

библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад

каждого педагога, семьи и других источников воздействий

в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической

профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической

деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический

коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг

тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или

отдельному ученику.

Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А. С.

Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели

не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы,