Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в

уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом

великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества,

посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории

людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину

и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел

истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" [1].

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили

новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в

образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные

методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути,

оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности

человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное

признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского

коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и

своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации

воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая

ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и

больших сил, больших способностей"[2].

2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.

§ 2. Особенности педагогической профессии

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной

профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По

классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к

группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую

профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее

представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим

педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное

ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она

относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий

одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и

преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее

интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее

духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с

людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек"

также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы

наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же

педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других

людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению

состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны,

главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя

(а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми,

которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его

деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека

специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от

того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен

хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он

руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки -

человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым

качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в

частности В. А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся

"барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение

установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения,

негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако

если начинающие учителя испытывают психологические "барьеры" по неопытности, то

учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения

педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона

образовательного